ПРИНЯТО Педагогическим советом МАДОУ детский сад «Росток» протокол № 2 от 21.12 2020 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МАДОУ детский сад «Росток» _______________/Н.Ю,Скворцова Приказ от 30.12.2020 г. № 239 ПОЛОЖЕНИЕ об адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования структурных подразделений Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новоуральского городского округа – детский сад «Росток» (МАДОУ детский сад «Росток») г. Новоуральск 2020 г. 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Уставом МАДОУ детский сад «Росток» (далее – Учреждение). 1.2. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. 1.3. Учреждение реализует адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования, направленную на разностороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. 1.4. В Учреждении в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности осуществляется дошкольное образование, а также квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательными программами обособленных структурных подразделений – детских садов, разрабатываемых ими самостоятельно на основе примерных образовательных программ дошкольного образования и требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования, её объёму, условиям реализации и результатам её освоения. 1.5. В группах компенсирующей и общеразвивающей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников. 1.6. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) принимается педагогическим советом структурного подразделения, согласовывается советом родителей, утверждается распоряжением заведующего структурным подразделением и приказом директора Учреждения. 1.7. Программа направлена на: - создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; 2 - создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. 1.8. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии. 1.9. Освоение образовательных программ дошкольного образования в Учреждении не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией обучающихся. 1.10. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Учреждении. 1.11. Общее руководство реализацией Программы осуществляется заведующим структурным подразделением. Вопросы о ходе реализации Программы рассматриваются на заседаниях педагогического совета детского сада. 1.12. Ответственность за реализацию Программы в конкретном детском саду возлагается на заведующего структурным подразделением и старшего воспитателя. 1.13. Положение вступает в силу с момента издания приказа об утверждении Положения и действует неопределенный срок. 2. Цели и задачи Программы 2.1. Целью адаптированной основной образовательной программы является: создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования воспитанниками с ОВЗ, для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психологопедагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих воспитанников, в том числе посредством организации инклюзивного образования воспитанников с ОВЗ. 2.2. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, направлена на решение задач: - создание условий в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; 3 - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). 3. Порядок разработки и утверждения Программы 3.1. Программа разрабатывается в соответствии с ФГОС ДО (далее - Стандарт) с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования рабочей группой, созданной из педагогов структурного подразделения, примерной адаптированной программой дошкольного образования, под руководством заведующего обособленным структурным подразделением при методическом сопровождении старшего воспитателя. 3.2. При разработке Программы Учреждение определяет продолжительность пребывания детей в Учреждении, режим работы Учреждения в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп. Учреждение может разрабатывать и реализовывать в группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного дня, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп. 4 4. Содержание и структура Программы 4.1. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. 4.2. Содержание Программы должно отражать аспекты образовательной среды: - предметно-пространственная развивающая образовательная среда; - характер взаимодействия со взрослыми; - характер взаимодействия с другими детьми; - система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. 4.3. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми для реализации требований ФГОС ДО. В обязательной части раскрывается комплексность подхода для обеспечения развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. 4.4. Объем обязательной части Программы занимает не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, - не более 40%. 4.5. В случаях, если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть представляется развернуто, в случае если она не соответствует одной из примерных. 4.6. Программа содержит три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 4.7. Целевой раздел состоит из: пояснительной записки, в которой раскрываются цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики особенностей развития детей. Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной и части формируемой участниками 5 образовательных отношений с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. 4.8. Содержательный раздел раскрывает общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и включает: - описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, содержит перечень используемых вариативных примерных основных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; - описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; - описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей; В содержательном разделе представлены: - особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; - способы и направления поддержки детской инициативы; - особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; - сложившиеся традиции структурного подразделения или группы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. 4.9. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования должно разрабатываться для каждой категории воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а также с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенкаинвалида (для детей-инвалидов). Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. 4.10. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и 6 компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. 4.11. Организационный раздел содержит описание материальнотехнического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и/ или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметнопространственной среды. 4.12. Раздел «Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научнометодических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов» содержит описание организационных условий для участия общественности в совершенствовании и развитии Программы. 5. Презентация Программы 5.1. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации, ориентированной на родителей (законных представителей) и размещенной на официальном сайте Учреждения. 5.2. Структура Презентации: - возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа структурного подразделения, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья; - используемые Примерные программы; - характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. 5.3. Утверждённые Программы обособленных структурных подразделений, структурного подразделения «Консультативно-методический центр» размещаются на официальном сайте Учреждения в сети Интернет в подразделе «Образование». 6. Оформление и хранение Программы 6.1. Оформление и набор текста Программы осуществляется на компьютере. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Программа не прошивается, страницы нумеруются. 6.2. Титульный лист не нумеруется. На титульном листе указывается: - полное наименование учреждения, номер и наименование детского сада; - гриф принятия/согласования/утверждения Программы (принята педагогическим советом детского сада, согласована советом родителей, утверждена заведующим обособленным структурным подразделением, директором учреждения); - название города, год. 7 тексте. 6.3. На второй странице оформляется содержание Программы с номерами страниц в 6.4. Программа детского сада хранится в методическом кабинете детского сада в электронном виде и на бумажном носителе. 6.5. Копия Программы размещается на официальном сайте Учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 8