Утверждено приказом МАДОУ детский сад «Росток» «Об утверждении Положения об организации питания воспитанников МАДОУ детский сад «Росток» от 28.09.2022 № 197 Положение об организации питания воспитанников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новоуральского городского округа – детский сад «Росток» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение об организации питания воспитанников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новоуральского городского округа – детский сад «Росток» (далее – Положение) определяет порядок организации питания обучающихся (воспитанников) в структурном подразделении (детском саде) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новоуральского городского округа – детский сад «Росток» (далее – Учреждение). 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 37, 41, пунктом 7 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 27.10.2020 № 32, СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, МР 2.4.0162-19. 2.4. Гигиена детей и подростков. Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях). Методические рекомендации, Уставом МАДОУ детский сад «Росток». 1.3. Настоящее Положение устанавливает порядок организации питания воспитанников, соблюдения условий для укрепления здоровья, обеспечения безопасности питания каждого ребенка и соблюдения условий приобретения и хранения продуктов питания в структурном подразделении. 1.4 Организация питания воспитанников осуществляется Учреждением самостоятельно. В Учреждении предусмотрены соответствующие помещения для питания воспитанников, а также помещения для хранения продуктов питания и приготовления пищи. 1.5 Организация питания воспитанников в Учреждении осуществляется посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании с учетом требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20. 1.6 Основное (организованное) меню разрабатывается на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей, утверждается Директором Учреждения. 1.7 Ежедневное меню основного (организованного) питания на сутки для всех возрастных групп детей утверждается заведующим структурным подразделением – детским садом. 1.8 Режим работы пищеблоков, график питания воспитанников, меню утверждается Директором Учреждения и (или) заведующим структурным подразделением – детским садом. 1.9 Распределение обязанностей по организации питания между работниками пищеблока, воспитателями, младшими воспитателями регулируется должностными инструкциями. 1.10 Заведующий структурным подразделением несет ответственность за организацию питания в вверенном ему детском саду, осуществляет контроль за работой сотрудников, участвующих в организации детского питания (завхоз, кладовщик, работники пищеблока, медицинская сестра, воспитатели, младшие воспитатели). 2. Организация питания на пищеблоке структурного подразделения 2.1. Кратность приема пищи воспитанниками определяется временем пребывания детей и 12-часовым режимом работы детского сада. Воспитанники Учреждения получают четырехразовое питание. 2.2. Объем пищи и выход блюд должны строго соответствовать возрасту ребенка. 2.3. Питание в структурном подразделении осуществляется в соответствии с основным (организованным) меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста, утвержденным директором Учреждения. Ассортимент вырабатываемых на пищеблоке блюд определяется с учетом набора помещений, обеспечения технологическим, холодильным оборудованием. 2.4. На основе основного меню ежедневно медицинской сестрой (кладовщиком или заведующим хозяйством) составляется меню-требование на следующий день, которое утверждается заведующим структурным подразделением. 2.5. Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет меню-требование составляетсяотдельно по каждой возрастной группе. При этом учитываются: - среднесуточный набор продуктов для каждой возрастной группы; - объем блюд для этих групп; - нормы физиологических потребностей; - выход готовых блюд; - нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд; 2.6. При наличии детей, имеющих рекомендации по специальному питанию, в менютребование обязательно включают блюда (с учетом рекомендаций, выданных медицинским работником и технологом) для организации диетического питания. 2.7. Информация о рекомендациях по организации специального питания для детей размещаются в группах, на пищеблоке и у медицинской сестры. На основании данных о количестве присутствующих детей с показаниями к заменеотдельных видов продуктов, в меню-раскладку включаются блюда-заменители с учетом их пищевой и энергетической ценности. 2.8. Меню-требование и технологические карты являются основными документами для приготовления пищи на пищеблоке. 2.9. Контроль за поступающими подразделения осуществляет продуктами кладовщик. питания Прием на продуктов пищеблок ведется структурного при наличии сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной, деклараций о соответствии, сертификатов, ветеринарной справки и маркировочного ярлыка). Поступающие сырье должно соответствовать требованиям, предъявляемым к данному виду продукции. 2.10 Поступающее сырье хранится на складе пищеблока согласно требованиям, указанным производителем. Температура и влажность воздуха склада и температура холодильного оборудования ежедневно контролируется и фиксируется кладовщиком в журналах установленного образца. 2.11 При необходимости внесения изменения в меню (несвоевременная поставка продуктов, недоброкачественность и несоответствие заявке) технологом представляется служебная записка директору Учреждения с указанием причины внесения изменения в меню. Изменения в меню-раскладку вносятся по согласованию с директором и заверяются подписью заведующего. Исправления в меню-раскладке не допускаются. 2.12. Детские сады должны размещать в доступных для родителей и детей местах (в холле, возле пищеблока, в групповой ячейке) следующую информацию: - ежедневное меню основного (организованного) питания на сутки для всех возрастных групп детей с указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции; - рекомендации по организации здорового питания детей. 2.13. При организации питания детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании в структурных подразделениях Учреждения, соблюдаются следующие требования: 2.13.1 Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, организуется лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. Индивидуальное меню разрабатывается специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача). 2.13.2 Выдача детям индивидуальными рационов питания меню, осуществляется утвержденными в соответствии заведующим с структурным подразделением, под контролем ответственных лиц, назначенных распоряжением по детскому саду. 2.13.3 В случае наличия в контингенте воспитанников детского сада детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, условиями для мытья рук. 2.14. Ежедневно медицинской сестрой (по согласованию) и кладовщиком (заведующим хозяйством) ведется учет питающихся детей в соответствии с табелем учета посещаемости. 2.15. Медицинская сестра (по согласованию), присутствует при закладке основных продуктов в котел и проверяет блюда на выходе. Контроль за своевременной и полной закладкой продуктов в соответствии с менютребованием осуществляется ответственными лицами, назначенных распоряжением заведующего структурным подразделением. 2.16. Объем приготовленной пищи должен соответствовать количеству детей и объему разовых порций; температура подачи п е р в ы х и вторых блюд +750С - +650С., температура закусок и третьего блюда не выше +15С. 2.17. Выдача готовой пищи разрешается только после проведения контроля бракеражной комиссией, утвержденной распоряжением заведующего структурным подразделением. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража готовой кулинарной продукции. 2.18. В целях профилактики недостаточности микронутриентов в питании детей используются пищевые продукты, обогащенные микронутриентами (витаминизированный хлеб, молоко, кефир, йодированная соль). 2.19. Оборудование и содержание пищеблока должны соответствовать санитарным правилам и нормативам к организации питания в дошкольных образовательных учреждениях. В структурных подразделениях Учреждения функционируют пищеблоки, работающие на полуфабрикатах высокой степени готовности (мясных, рыбных, куриных, мучных кулинарных изделий). 2.20. Помещение пищеблока должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией. 2.21. Учет питающихся сотрудников осуществляется делопроизводителем и кладовщиком на основании заявления работника и табеля учета рабочего времени. 3. Организация питания детей в группах. 3.1. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается: - в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи; - в воспитании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми. 3.2. Получение пищи на группы осуществляется младшим воспитателем строго по графику, утвержденному заведующим структурным подразделением. Младший воспитатель получает пищу на пищеблоке, доставляет ее в группу, размещает на раздаточном столе. Далее организует дежурство детей (начиная со второй младшей группы), выставляет на стол индивидуальные салфетки, столовые приборы, блюдца, чашки, тарелки, хлеб в хлебницах (хлебных тарелках), салфетки в салфетницах. 3.3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается. 3.4. Перед раздачей пищи детям младший воспитатель обязан: - проветрить помещение; - промыть столы горячей водой с моющим средством, - тщательно вымыть руки; - надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи; - сервировать столы в соответствии с приемом пищи. 3.5. Столовая и чайная посуда выделяется для каждой группы. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия. Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать списочному составу детей в группе. Для персонала следует иметь отдельную промаркированную столовую посуду. Посуду хранят в буфете (шкафу). 3.6. К сервировке столов могут привлекаться дети в возрасте с 3-х лет. Дежурные (два ребенка) моют руки, надевают специальные фартуки и колпаки, сервируют столы. Младший воспитатель следит за правильностью сервировки стола, обучает детей. После сервировки стола дежурные садятся на отведенные им места. 3.7. Требования к сервировке стола: - сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала неосознанное желание быть аккуратным; - индивидуальная салфетка (при наличии условий) в один слой или сложенная вдвое треугольником, на которую ставится глубокая тарелка (кроме 1 младшей группы), столовые приборы (справа нож (кроме 1 младшей группы), ложка, слева вилка); - над верхним углом салфетки ставится блюдце, на него – чашка, при необходимостив блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами); - в центре стола ставятся хлеб или бутерброды в хлебнице (одна на 2-4 человека), салфетки в салфетнице (одна на 2-4 человека); - при подаче бутербродов с маслом, джемом и т.д., в группах для детей 5-7 лет содержимое бутерброда не намазывается, а кладется на край ломтика хлеба для того, чтобы дети самостоятельно приготовили себе бутерброд с помощью ножа. 3.8. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне. Младший воспитатель осуществляет раздачу второго блюда на раздаточном столе. 3.9. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке: - во время сервировки столов на столы ставятся хлебные тарелки с хлебом; - младший воспитатель разливает третье блюдо (компот, чай, кофе и т.д.); - подается первое блюдо (суп, каша), поставив кастрюлю на стул рядом со столом; - если на завтрак или на ужин подается нежидкое блюдо (салат, запеканка, вареники и т.д.), то раздача осуществляется на раздаточном столе, а затем разносится на столы (в старшем возрасте – с помощью дежурных); - дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей); - по мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники; - дети приступают к приему первого блюда; - по окончании приема первого блюда младший воспитатель убирает со столов тарелки из-под первого блюда; - подается второе блюдо и салат (порционные овощи); - прием пищи заканчивается приемом третьего блюда. 3.10. Прием пищи воспитателем и детьми может осуществляться одновременно. Если воспитатель садится обедать вместе с детьми, для него необходима полная сервировка стола. 3.11. При организации питания необходимо обращается внимание: - на осанку детей во время приема пищи (сидеть прямо, ноги вместе на полу, кисти рук на столе, локти прижаты к телу); - наличие перед ребенком только одного блюда; - блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным; - на отсутствие громких разговоров и звучания музыки; - не допускать понуканий, поторапливания детей; - не допускать насильного кормления детей; - не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов; - не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд,каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него; - при нежелании ребенка есть, можно уменьшить порцию, отделив ложкой часть гарнира или каши, нарезать бутерброд, булку или яблоко на несколько частей; - использовать выражения поощрения ребенка за аккуратность, неторопливость, культурные навыки; - не фиксировать во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий. 3.12. Во время приема пищи у детей необходимо формировать навыки приема пищи: - брать в рот пищу небольшими кусочками, хорошо пережевывать ее; - не разговаривать во время еды; - вытирать руки и рот бумажной салфеткой; правильно пользоваться столовыми приборами. 3.13. После того, как дети съели первое, воспитатели (в старших группах – дежурные) собирают тарелки из-под первого блюда и раздают второе блюдо. 3.14. После приема пищи дети убирают за собой посуду: младшие группы – чашку иблюдце, средний и старший возраст – всю посуду, убирая остатки пищи в кастрюлю для отходов; уносят салфетку, сложив ее за уголки и стряхнув с нее крошки в кастрюлю для отходов. 3.15. Дежурные убирают со столов оставшуюся посуду: хлебницы, салфетницы. Младший воспитатель моет столы. 3.16. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают воспитатель и младший воспитатель. 3.17. Посуду и столовые приборы моют в 2-х или 3-х гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения. 3.18. Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 градусов, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 градусов (вторая ванна) и просушивается на специальных решетках. 3.19. Чашки промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивают горячей проточной водой во второй ванне и просушивают. Столовыеприборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх. 3.20. Пищевые отходы в группах собирают в промаркированные ведра с крышкой, очистка которых проводиться по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. 4. Порядок приобретения, учета и поступления продуктов питания 4.1. Распоряжением заведующего структурным подразделением назначаются ответственные лица за выполнение требований санитарного законодательства в организации питания детей. 4.2. Ежедневно кладовщик составляет меню-раскладку на следующий день. Меню составляется на основании списков, которые ежедневно с 08.00 до 09.00 часовутра подают воспитатели по фактическому присутствию детей в группах медицинской сестре и кладовщику (заведующему хозяйством), который оформляет заявку и передает ее на пищеблок. 4.3. В случае снижения численности детей, если закладка продуктов для приготовления завтрака произошла, порции отпускаются другим детям как дополнительноепитание, в виде увеличения нормы блюда. 4.4. С последующим приемом пищи (обед, полдник) дети, отсутствующие в структурном подразделении, снимаются с питания, а продукты, оставшиеся невостребованными, возвращаются на склад по акту. 4.5. Возврат продуктов, выписанных по меню для приготовления обеда, не производится, если они прошли кулинарную обработку в соответствии с технологией приготовления детского питания: - мясо, печень; - овощи, если они прошли тепловую обработку; - продукты, у которых срок реализации не позволяет их дальнейшее хранение. 4.6. Возврату на склад, подлежат продукты: яйцо, консервация (овощная, фруктовая), сгущенное молоко, кондитерские изделия, масло сливочное, молоко сухое, масло растительное, сахар, крупы, макароны, фрукты, овощи. 4.7. Если на завтрак пришло больше детей, чем было заявлено, то для всех детей уменьшают выход блюд, кладовщиком составляется акт и вносятся изменения в меню на последующие виды приема пищи в соответствии с количеством прибывших детей. 4.8. Учет выполнения натуральных норм питания на одного ребенка ведется ответственным лицом в накопительной ведомости. Записи в ведомости производятся на основании первичных документов в количественном выражении. В течение последующих 10 дней и месяца осуществляется подсчет потребленных основных пищевых ингредиентов по накопительной ведомости и их корректировка. В конце месяца в ведомости подсчитываются итоги. 5. Контроль за организацией питания в Учреждении. 5.1. При организации контроля соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при организации питания в Учреждении администрация руководствуется санитарно-эпидемиологическими требованиями. 5.2. Контроль за формированием рациона питания детей заключается: − в контроле (по меню и меню-требованиям) за обеспечением в течение месяца среднесуточных наборов пищевой продукции для детей до 7-ми лет; − в контроле за правильностью расчетов необходимого количества продуктов (по менютребованиям и при закладке) – в соответствии с технологическими картами; − в контроле за правильностью корректировки заказываемого и закладываемого количества продуктов в соответствии с массой (объемом) упаковки продуктов. 5.3. Дополнительно к перечисленным выше формам контроля проводится ежедневный и ретроспективный (за предыдущую неделю) анализ рациона питания. Для анализа используемого набора продуктов используется специальная ведомость контроля за рационом питания. Данные в ведомость для анализа используемого набора продуктов вносятся медицинской сестрой (по согласованию) на основании меню-требований и накопительной ведомости. 5.4. При необходимости медицинской сестрой (по согласованию) в ведомости контроля за рационом питания заполняет рекомендации по корректировке меню. В конце недели медработник должен поставить в заполненной ведомости дату, расписаться, ознакомить с заведующего структурным подразделением и ответственного по питанию. Данные из ведомости были не ниже минимальных значений среднесуточного набора продуктов для каждой возрастной группы. 5.5. В случае если фактический рацион питания существенно отличается от утвержденного примерного рациона питания, проводится медицинской сестрой (по согласованию) систематический ежедневный анализ рациона питания (примерного меню именю-требований) по всем показателям пищевой ценности и набору используемых продуктов, результаты которого заносятся в ведомость для анализа используемого набора продуктов, а также расчеты пищевой ценности рациона с использованием справочников химического состава пищевых продуктов блюд и кулинарных изделий. 5.6. Заведующим структурным подразделением совместно с медицинским персоналом разрабатывается и утверждается план контроля за организацией питания на учебный год. 5.7. С целью обеспечения открытости работы по организации питания детей вструктурном подразделении к участию в контроле привлекаются члены Совета родителей. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ ПИЩИ 1 младшая группа (с 2-х до 3-х лет): o Во время еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку и вилку в правой руке, аккуратно есть суп, второе блюдо, откусывать хлеб, печенье, фрукты, пить из чашки, вытирать рот салфеткой. o Учить детей полоскать рот после еды. o Учить детей относить к мойке чашку, ложку, блюдце, стряхивать крошки с салфетки, собрав ее за уголки, отнести к кастрюле и стряхнуть над ней. 2 младшая группа (с 3-х до 4-х лет): o Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, салфеткой; есть все по порядку; не крошить хлеб; правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов; хорошо, тихо, равномерно жевать, глотать, прилагая старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идет ко рту, а не голова к тарелке, локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища); не набирать в рот много пищи, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать, не отвлекаться; спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо; ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет, использованные гигиенические салфетки, столовые приборы; полоскать рот после еды. o Формировать у детей умение, необходимые при дежурстве: помогать накрывать на стол (стелить салфетки, раскладывать столовые приборы, расставлять хлебницы, блюдца, чашки), убирать посуду со стола. Средняя группа (с 4-х до 5-ти лет): o Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды. o Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных: аккуратно стелить салфетки, расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи, чайные ложки). Собирать тарелки из-под первого блюда, убирать посуду после еды. Старшая группа (с 5-ти до 6-ти лет): o Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. o Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных: сервировать стол, раздавать второе блюдо, предварительно собрав тарелки изпод первого блюда и ложки, убирать посуду после еды. Подготовительная к школе группа (с 6-ти до 7-ми лет). o Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных: полностью сервировать стол, раздавать второе блюдо, предварительно собрав тарелки из-под первого блюда и ложки, убирать посуду после еды.