Утверждено приказом МАДОУ детский сад «Росток» «Об организации оказания логопедической помощи воспитанникам МАДОУ детский сад «Росток» от 30.12.2022 № 223 Положение о Логопедическом пункте Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новоуральского городского округа - детский сад «Росток» (МАДОУ детский сад «Росток») (новая редакция) г. Новоуральск 2022 г. 1 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с: - Конвенцией о правах ребенка; - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155; Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.3648-20"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 (далее СанПин); - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; - Распоряжением Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; - Письмом Минобразования Российской Федерации «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2; - Письмом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 07.03.2019 г. № 02-01-81/2233 «О направлении рекомендаций по вопросам образования обучающихся с нарушениями чтения и письма»; - Уставом МАДОУ детский сад «Росинка» (далее по тексту –Учреждение). 1.2. Настоящее положение регламентирует организацию работы и основные направления деятельности учителя-логопеда в обособленном структурном подразделении Учреждения, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования в группах общеобразовательной направленности, обеспечивающие возможность получения логопедической помощи детям, имеющим нарушения устной речи, трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных), создание условий для их личностного развития, педагогической реабилитации, успешной социализации. 1.3. Логопедический пункт обособленного структурного подразделения Учреждения функционирует при наличии соответствующих нормативно-правовых, материальнотехнических, программно-методических и кадровых условий. 1.4. Общее руководство и ответственность за деятельность Логопедического пункта несет заведующий обособленным структурным подразделением. 2. Цели и задачи 2.1. Цель деятельности Логопедического пункта: своевременное выявление и коррекция нарушений устной речи детей дошкольного возраста. 2.2. Задачи: - организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников; в том числе выявление предпосылок нарушения чтения и письма в старшем дошкольном возрасте; - организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными 2 нарушениями речи; - организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися; - определение и реализация индивидуальной программы коррекционной работы с учетом структуры и степени тяжести речевого недоразвития; - организация взаимодействия с психолого-педагогическим консилиумом (далее по тексту - ППк) структурного подразделения; - участие в работе ППк; - организация преемственности логопедического сопровождения воспитанников, имеющих предрасположенность к нарушениям письменной речи или риски их возникновения на уровне начального общего образования; - организация взаимодействия всех участников образовательных отношений в реализации комплексного подхода при преодолении речевого недоразвития у детей; консультативно-методическая, просветительская работа среди педагогов и родителей (законных представителей) с целью профилактики речевого недоразвития у детей, а также для адаптации условий образования к особенностям развития ребёнка. 3. Направления деятельности 3.1. Диагностическое направление обеспечивает своевременное выявление детей с недостатками речевого развития, проведение динамического наблюдения и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях Учреждения. 3.2. Коррекционно-развивающее направление способствует оказанию своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков устной речи в условиях Учреждения с целью развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных качеств воспитанников. 3.3. Консультативное направление обеспечивает преемственность условий сопровождения детей в Учреждении и в семье. 3.4. Информационно-методическое направление обеспечивает разъяснение всем участникам образовательных отношений особенностей организации образовательного процесса, необходимости создания единой речевой среды для детей с речевыми нарушениями. 4. Организация логопедической работы 4.1. Логопедическая помощь осуществляется учителем-логопедом на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) воспитанника (приложения N 2 и N 3 к Положению). 4.2. Учитель-логопед проводит логопедическую диагностику не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование воспитанников по запросу родителей (законных представителей), педагогических работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус ребенка. 3 По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение N 4 к Положению) воспитанника, демонстрирующего признаки нарушения устной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 4.1. Положения. 4.3. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций ПМПК, ППк. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распоряжения заведующего структурным подразделением. 4.4. Количество детей, зачисленных на Логопедический пункт на одну ставку учителя-логопеда, составляет: - имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 12 воспитанников; - имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 воспитанников; - имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом структурного подразделения Учреждения, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 воспитанников. 4.6. Данные об обследованных на Логопедическом пункте детях вносятся учителемлогопедом в журнал регистрации с целью последующего распределения их по группам в зависимости от структуры речевого дефекта. 4.7. На каждого зачисленного на Логопедический пункт ребенка заполняется речевая карта. 4.8 Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций ПМПК, ППк. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 4.9. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (при наличии свободных помещений в детском саду) (приложение N 5 к Положению). 4.10. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная. 4.11. Графики работы Логопедического пункта и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда утверждаются распоряжением заведующего структурным подразделением. 4 4.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников учреждения, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: - постоянно действующей консультативной службы для родителей; - индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников учреждения; - информационных стендов. 5. Формы организации логопедической работы 5.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов Учреждения. 5.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Организации, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. 5.3. Формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые/подгрупповые занятия. 5.4. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения воспитанников, рекомендаций ПМПК, ППк. 5.5. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом (индивидуальной образовательной программой) психолого-педагогического сопровождения, разработанным структурным подразделением и утвержденной заведующим структурным подразделением. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия проводятся в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 5 5.6. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: - для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин; - для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин; - для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; - для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин; - для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин. 5.7. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек; 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек; 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом (индивидуальной образовательной программой) психолого-педагогического сопровождения, разработанным структурным подразделением и утвержденной заведующим структурным подразделением. 5.8. Подгрупповые занятия организуются при наличии детей одного возраста со сходными речевым статусом (не более 5-ти детей). 5.9. Ответственность за посещение детьми занятий на Логопедическом пункте несёт воспитатель и учитель-логопед. 6. Документация при организации логопедической помощи 6.1. Учитель-логопед ведёт контрольно-регистрирующую и планирующую документацию при оказании логопедической помощи: - Программы и/или планы логопедической работы (консультативно-методической работы с педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) воспитанников на учебный год); - График работы учителя-логопеда и расписание занятий; - Журнал регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения (приложение № 1); - Циклограмма деятельности учителя-логопеда (приложение № 2); - Индивидуальные карты речевого развития воспитанников, получающих логопедическую помощь (приложение № 3) - Протоколы обследования детей на выявление предрасположенности к нарушениям письменной речи (Приложение № 4); - Тетради для индивидуальных занятий по коррекции речи; - Журнал учета проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий (Приложение № 5) - Отчетная документация по результатам логопедической работы. 6.2. Срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи. 6.3. Документация при оказании логопедической помощи хранится в помещении Логопедического пункта. 6.4. Учитель-логопед обеспечивает сохранность документации при оказании логопедической помощи, а также конфиденциальность сведений, содержащихся в ней. 6.5. После завершения оказания логопедической помощи учитель-логопед передает документацию на хранение заведующему структурным подразделением. 6