01.01.2017
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. Сухомлинский
На свете есть много профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям, т.е. найти свое призвание. Я всегда любила детей, ещё учась в школе возилась с первоклашками, в старших классах обучалась азам воспитательского дела в Учебно-производственном комбинате, а после окончания школы поступила в Ирбитское педагогическое училище, чтобы освоить профессию воспитателя детского сада. Считала, что среди множества различных профессий на земле эта профессия — самая интересная и привлекательная. Проработав воспитателем в детском саду несколько лет, поступила в Ленинградский государственный университет по специальности педагог-психолог. Считаю, что любой воспитатель должен быть немного психологом, чтобы понимать ребёнка со всех сторон и не только понимать, но и помочь ему социализироваться в окружающем мире.
Воспитатель должен много знать и уметь. Перед ним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь очень много: рисовать, лепить, вышивать, выжигать, играть, танцевать и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. Но в чем-то он должен обладать какими-то особыми данными, например: быть отличным актером или хорошим певцом, играть на каком либо музыкальном инструменте или профессионально рисовать. И я выбрала своё направление в работе с детьми – это учить их рисовать, лепить, клеить, т.е. заниматься творчеством. В этом мне помогло то, что в школьные годы я окончила художественную школу и всегда очень любила рисовать. Работая воспитателем в малокомплектном детском саду, я организовала кружок «Радуга», где с детьми много занималась творчеством: учила их нетрадиционным методикам рисования, лепки, аппликации, флористики, знакомила ребят с художниками и их творчеством, посещала с детьми выставки в музее, художественной школе.
Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные техники изображения. И после декретного отпуска я решила работать воспитателем по изобразительной деятельности, чтобы применять свои знания и умения на практике в полном объёме.
Работая с детьми, пришла к выводу, что ребенок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели, пластилина, мелков и др., но и с помощью нетрадиционных материалов. Одним из популярных видов рисования, доступным и интересным дошкольникам я считаю рисование песком. Я оценила развивающий потенциал песка – это замечательныйсенсорныйматериал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки; непревзойдённая по своим возможностямпредметно-игроваясреда; изумительный материал дляизобразительной творческойдеятельности; великолепное средство для развития познавательных процессов(внимания, образного мышления, творческого воображения), поддержкипозитивного настроенияи преодоления негативных эмоциональных состояний.
Для ребенка рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Создание ребенком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. И здесь мне пригодились мои знания по детской психологии.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, илиускользающим и влажным, или плотным и пластичным.
Для меня песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. В работе с детьми песочная терапия - это уникальная возможность исследовать их внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, ящика с песком, некоторого количества воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.
Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций… И наступает момент, когда я могу заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Одним из методов арт – терапевтической работы я считаю - это песочная анимация. Появилась песочная анимация благодаря канадскому режиссеру-мультипликатору Кэролин Лиф, именно она первая придумала мультфильмы, созданные с помощью нанесения краски на стекло, а затем начала использовать и песок. Потребность возиться с песком заложена в нас на подсознательном уровне. Я стала замечать, что успокаиваюсь, когда пропускаю мелкий морской песок сквозь пальцы? Так же и дети! В песочной анимации картины создаются из сыпучего материала, который тонкими слоями наносится на стекло и с помощью диапроектора или световой доски изображение передается на экран. Рисование песком доступно и полезно всем детям. В отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга. Но это еще не все! Каждое занятие песочной анимацией я выстраиваю, как путешествие в сказку. Учу детей овладевать основами песочной анимации, где они начинают сами придумывать и оживлять сказочные сюжеты. Изучаем с детьми песочную анимацию с ознакомления с основами рисунка и композиции, основными художественными приемами и приемами рисования песком. На занятиях арт-терапии учу детей технике рисования: кулачком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками и другим. Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в кулаки и рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом. Для рисования на светлом фоне мы набираем немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображаем границы образов, на засыпанном фоне, наоборот прочерчиваем пальчиками рисунок. Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.
Использование арт-терапии в развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет мне глубже понять внутреннее состояние ребенка, помогает отреагировать на негативные переживания и снять возникшее психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость). Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
На занятиях с песком я применяю ещё и цветной песок, мы делаем с ребятишками цветные песочные аппликации, в которые вкладываем свою душу, доброту, желание сделать приятное своим родным, друзьям и конечно дарим их.
Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…
Иоахим Рингельнац
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2018
Дата обновления: 21.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017