Воспитание у детей интереса к книге в процессе реализации технологии "Детский календарь"

01.01.2017

В ходе реализации работы с учебно-методическим пособием «Детский календарь» воспитатель детского сада № 36 "Ласточкино гнёздышко" Растрепенина Екатерина Викторовна способствовала развитию у воспитанников интереса к чтению. Чтобы обеспечить конструктивное взаимодействие с детьми, включающее знакомство детей с произведениями, воспитатель не только читала малышам литературные произведения, а ещё – старалась заинтересовать детей последующей встречей с книгой, героями художественных произведений.

Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первичный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие художественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью.

В ходе реализации работы с учебно-методическим пособием «Детский календарь» перед нами стояла цель – привитие у детей интереса к чтению. Чтобы обеспечить конструктивное взаимодействие взрослого с детьми, включающего знакомство детей с произведениями, необходимо не только проводить чтение, а ещё – заинтересовать детей последующей встречей с книгой, героями художественных произведений.

При организации работы по воспитанию интереса и любви к книге в условиях семьирешалисьследующие задачи

познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей;

• научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.

Для реализации поставленной цели совместно с родителями был разработан алгоритм работы, в котором мы определили формы работы с учебно-методическим пособием «Детский календарь» в семье и в детском саду. На основе данного алгоритма было составлено планирование работы. Пример планирования представлен на слайде.

Месяц

Формы работы

В семье

В детском саду

Январь

· Изготовление разрезной книги «Лиса и заяц»

· Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

· Изготовление атрибутов для инсценировки сказки «Лиса и заяц»

· Рассматривание иллюстраций художника М.В. Душина к сказке «Лиса и заяц»

· Инсценировка сказки «Лиса и заяц» с использованием настольного театра (картинок)

· Изготовление разрезной книги «Снегурушка»

· Чтение сказки «Снегурушка»

· Беседа о сказке «Снегурушка»

· Инсценировка сказки «Снегурушка» с целью развивать способность к самостоятельным действиям детей

Перед родителями стояла задача – изготовление книжек-малюток, с последующей организацией домашней библиотеки, знакомство с содержанием произведений, а так же изготовление декораций и реквизитов для инсценировки произведений

В ходе реализации работы с учебно-методическим пособием «Детский календарь» родителями были изготовлены: настольный театр картинок к сказке «Лиса и заяц», шапочки для выступления детей в роли котят для спектакля «Перчатки» и сказки «Козлы-молодцы», плоскостные фигуры и варежковый театр для театрализованных игр.

Основными формами работы с родителями являются: индивидуальные беседы, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях.

Прежде всего, на собрании мы познакомили родителей с алгоритмом реализации раздела Программы «Чтение художественной литературы» и провели консультацию «Возрастные особенности дошкольника-читателя»,в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказано о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями.

Значительную часть работы с родителями посвятили обучению их руководству чтением дошкольников. Рассказали родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие членысемьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе.

Для воспитания у детей интереса к книге в условиях детского сада решались следующие задачи:Хочу такой сайт

- расширять круг читательских интересов дошкольников;

– использовать художественные тексты как смысловой фон для развертывания других культурных практик;

- формировать у детей готовность к полноценному восприятию прочитанного, воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя.

В детском саду освоение задач воспитания и развития детей осуществлялось в организованных педагогом совместных видах деятельности – развивающих и игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх.

Для литературного развития детей использовали основные формы работы:

* Чтение взрослого,

* Инсценирование,

* Беседа,

* Рассматривание иллюстраций,

* Игры – драматизации,

* Участие в постановке мини – спектаклей,

Учитывая специфические особенности младшего возраста, мы тщательно продумывали работу по знакомству детей с произведением, и обеспечивали возможность детей участвовать в чтении не в качестве пассивных слушателей, а в роли героев произведения.

В ходе реализации планирования работы с пособием «Детский календарь» в январе месяце мы познакомились с русской народной сказкой «Лиса и заяц», «Кот и Петух», «Снегурушка». В ходе знакомства с данными сказками использовали такие методы как чтение, рассматривание иллюстраций, инсценировка сказки «Лиса и заяц» с использованием настольного театра картинок.

В феврале мы познакомились с такими произведениями как «Петух и лиса», «Зимовье зверей», «Маковый пирожок», «Котенок» и др.

Читали и инсценировали стихотворения С.Маршака «Кто колечко найдёт?» с использованием пальчикового театра.

В марте запланировали и реализовали знакомство со сказками «Гуси-лебеди», «Соломинка, уголь и боб», «Красная шапочка», «Волк и коза», с рассказом К.Д.Ушинского «Лекарство», стихотворением С.Чёрного «Жеребёнок». Была проведена инсценировка сказки «Гуси-лебеди» и показ спектакля для родителей «Перчатки», для которого были изготовлены атрибуты родителями.

В апреле познакомились со сказками «Лиса и тетерев», «Проворная лягушка», «Козлы-молодцы», «Зайка, который боялся», «Собака» в рассказе «Шура и галчонок», стихотворением Фета «Ворона».Инсценировка сказки «Козлы-молодцы»

В мае месяцепознакомились со сказками «Приключения Кроли», «Щука зубастая», «Два друга», «Кот да баран», «Мальчик с пальчик».

Для формирования и развития литературного вкуса в дошкольном возрасте мы разработали рекомендации для родителей с перечнем определённых методов.

1. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка.

2. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, Родитель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге.

3. Важное условие успешной педагогической работы - сопровождение чтения игровыми действиями. Дошкольники способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого родителя, который занимает позицию зрителя или участника событий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрасте малыши учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?» и т.п.

В ходе проделанной работы по привитию у детей интереса к чтению мы старались сформировать интереси потребность в чтении (восприятии) книг, побуждать сопереживать персонажам сказки, вызывать желание участвовать в инсценировке сказки.

Регулярное чтение художественных произведений в детском саду и в семье выполняют большую роль в развитии ребенка. Кроме того, содержание художественных произведений является одним из факторов, придающим образовательному процессу целостность.

Таким образом, в результате проделанной работы по привитию у детей интереса к чтению был отмечено, что у детей развивается образные представление и желание вновь слушать знакомое произведение. Дети усваивают нормы поведения, стали более эмоционально отзывчивыми к прочитанным произведениям, способными сопереживать героям книг.

Просмотров всего: , сегодня:

Контакты

624130, Россия, Свердловская область, г Новоуральск, ул Победы, д 28Б

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.