Взаимодействие педагогов и родителей по развитию самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей в процессе реализации технологии «Детский календарь"

01.01.2017

Воспитатель детского сада № 36 "Ласточкино гнёздышко" Александра Егорова рассматривает сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в направлении  достижения основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного развития ребенка.

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.

Для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей от 3-х до 7-ми лет, авторский коллектив Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ С.Г. Доронов, Т.Н. Доронова, Е.Г. Хайлова разработали уникальное оригинальное дидактическое пособие для содействия развитию ребенка, которое используется дома и имеет свое продолжение в детском саду - «Детский календарь».

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Для реализации этой цели мы поставили следующие задачи:

1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.

2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.

3. Повышение педагогической культуры родителей.

4. Развитие интереса к культурному наследию.

5.Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Принципы, которые позволяют последовательно реализовать содержание и методику совместной работы с семьей:

· Единство целей и задач художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами работы.

· Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.

· Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, которые основываются на совместном (родителями и педагогами) планировании работы по «Детскому календарю».

· Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей — в детском саду, формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в воспитательно-образовательной работе.

Система работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений в моей деятельности. В её реализации успешно помогает технология « Детский календарь».

В семье развитие детей осуществляется посредством совместной деятельности родителя с ребенком, но в вопросе организации взаимодействия у большинства родителей возникали трудности. Поэтому появилась необходимость подбора методических рекомендаций трансляции родителям новых форм проведения занятий с ребенком.

Формы проведения развивающих занятий, наиболее приемлемые, имеющие практическую направленность:

· тренинг, нацеленный на активное обучение, на развитие знаний, умений и навыков;

· круглый стол с показом видеосюжета индивидуальной работы педагога с ребенком;

· демонстрация родителями опыта семейного воспитания.

· «семейный клуб»

Эти формы служат причиной для того, чтобы не отказаться от систематической работы по образованию своего ребёнка, а помочь им достичь единой цели развития ребенка, подготовки его к успешному обучению в школе.Хочу такой сайт

Одной из форм сотрудничества с семьями воспитанников являются встречи в «Семейном клубе». Они проводятся с целью сплочения родителей, повышения их компетенции.Знакомство родителей с содержанием календарного планирования, которое строится с опорой на работу с ребёнком в семье. Встречи помогли по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми. В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, методах обучения и их развития, повышается их педагогическая компетенция.

Родители, занимаясь с детьми по «Детскому календарю» проявляют заинтересованность, высказывают положительные отзывы, которые включают в себя не только результаты в познавательном развитии ребёнка, но и видят активность ребёнка, его желание узнавать что-то новое. Кроме этого родители отмечают и положительные стороны во взаимодействии с ребёнком, в возможности узнавать своего ребёнка с другой стороны, как субъекта деятельности. Многие родители, знакомясь с объёмом необходимых знаний детей (посредством предложенных заданий в «Календаре»), расширяют их, в соответствии с возрастными особенностями.

«Детский календарь» предоставляет богатые возможности для работы вместе с родителями ребёнок в индивидуальном темпе, в соответствии с собственным желанием. Но работа на этом не заканчивается. Всё, что сделано родителями с ребёнком в «Детском календаре», находит дальнейшее продолжение и развитие в воспитательно-образовательной работе детского сада.При этом мы в работе с детьми не дублируем то содержание, которое уже освоено детьми в семье, а закрепляем, обогащаем и развиваем его.Наиболее полно, на мой взгляд, в издании представлены продуктивная деятельность и художественная литература.

Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ребёнка. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи.

Таким образом, во время рисования, лепки, аппликации, конструирования развивается не только рука, но и речь ребёнка. Рассказывая о своём рисунке, поделке, ребёнок учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребёнок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует. У ребёнка развивается художественный вкус.

Всё, что сделано родителями с ребёнком в «Детском календаре», находит дальнейшее продолжение и развитие в воспитательно-образовательной работе детского сада.Дети создают коллективную работу с использованием разнообразных техник рисования, изобразительных средств. Использование такой формы работы с детьми имеет следующие особенности:

коллективный творческий процесс радует детей, потому что каждый чувствует себя причастным к полученному общему результату;

коллективная работа, созданная совместными усилиями, получается более впечатляющей, чем созданная индивидуально.

Так же поделки из календаря использовались и в самостоятельной продуктивной деятельности.

Самостоятельнаяпродуктивная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Моя задача как педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость.

Все это способствует вовлечению родителей к участию в совместных выставках: в детском саду, учреждениях города и на всероссийском уровне.

Мы ежедневно демонстрировали родителям, что очень заинтересованы в занятиях с ребёнком в семье на основе «Детского календаря», потому что они позволяют повысить качество решения образовательных задач в детском саду, что положительно влияет на развитие их малыш

В ходе работы по детскому календарю мы увидели, понимание родителей, что они несут основную ответственность за воспитание ребёнка. Родители готовы к совместной деятельность с ребёнком на основе «Детского календаря» ирегулярно выполняют задания в соответствии с рекомендациями авторов . Родители отмечают положительный развивающий эффект от использования календаря. О чем говорят отзывы некоторых из них.

Использование «Детского календаря» в дошкольном образовательном учреждении и в семье позволило:

· стимулировать у детей положительное эмоциональное состояние;

· поддерживать их активность дома и в детском саду;

· стимулировать и обогащать образовательную деятельность детей в ходе познания, в процессе художественного творчества, в чтении, игровой деятельности.

Мы отметили, что за время содержательного взаимодействия с родителями и систематического использования дидактического материала «Детский календарь» в семье и детском саду обеспечено единство целей в развитии ребенка, повысилось качество взаимодействия детского сада и семьи, перешли на уровень партнерства, расширили формы работы. Уровень ответственности родителей за развитие ребенка в семье повысился.

Мы надеемся, что дальнейшая совместная деятельность педагогов, родителей и детей, основанная на открытости совместных действий даст свои плодотворные результаты.

Просмотров всего: , сегодня:

Контакты

624130, Россия, Свердловская область, г Новоуральск, ул Победы, д 28Б

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.