15.11.2018
Образовательный центр
«Инженерная академия для дошкольников» - инновационная модель ранней
профориентации и формирования у детей дошкольного возраста интереса к основам
естественных наук.
1. Актуальность.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально- экономического
развития РФ на период до 2020 года стратегической целью государства является
достижение уровня экономического развития, соответствующего статусу России, как
ведущей мировой державы 21 века. Качественный рост экономики страны предполагает внедрение современных
наукоемких технологий и высокотехнологичных
производств. Залогом и непременным
условием развития промышленности и конкурентоспособности государства является
обеспечение предприятий промышленного комплекса достаточным количеством
высококвалифицированных инженерных кадров.
На современное образование возлагается
ответственность за подготовку будущих инженерных кадров России. Задача инженерного образования заключается в обеспечении экономики
конкурентоспособными специалистами владеющими передовыми технологиями,
способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, включившись в
производственный процесс сразу после
завершения обучения.
Свердловская
область относится к числу десяти основных регионов с высокой концентрацией
производства, на долю которых приходится 45 процентов производимой в Российской
Федерации промышленной продукции. Подготовка инженерных кадров, квалификация
которых отвечает сегодняшним и перспективным потребностям промышленных
предприятий Свердловской области является задачей государственной важности.
Согласно поручению Губернатора Свердловской области Советом главных
конструкторов Свердловской области, Министерством общего и профессионального
образования Свердловской области и Высшей инженерной школой Уральского
федерального университета при участии Свердловского областного Союза
промышленников и предпринимателей разработана комплексная государственная программа «Уральская
инженерная школа» на 2015-2034 годы.
Целью
Программы является обеспечение условий для подготовки в Свердловской области
рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью
удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона с учётом
программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импорт замещения
и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства.
Программа «Уральская инженерная школа» предоставляет
возможность отработать образовательные задачи и технологии развития
продуктивного мышления и технических способностей детей уже на базовой, первой
ступени образования в дошкольном образовательном учреждении, создать условия
для формирования интереса у детей к инженерной деятельности с самого раннего
возраста.
МАДОУ детский сад
«Росток» реализует мероприятия, направленные на обеспечение условий реализации муниципальными
образовательными организациями в Свердловской области образовательных программ
естественно-научного цикла и профориентационной работы» в рамках программы
«Уральская инженерная школа». Для осуществления данной образовательной
деятельности в МАДОУ «Росток» создана
инновационная модель ранней
профориентации, формирования у детей дошкольного возраста основ инженерного
мышления и интереса к основам естественных наук - образовательный центр
«Инженерная академия для дошкольников».
2. Концепция образовательного центра «Инженерная академия для
дошкольников»
Ключевая
идея Концепции: создание единого образовательного пространства, способствующего
формированию базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей
дошкольного возраста для ранней профориентации и осознанного выбора технических
профессий в будущем.
Миссия
образовательного центра: содействовать созданию эффективных условий для взаимодействия
субъектов образовательного процесса, обеспечивающих их личностный и
профессиональный рост в условиях
реализации основных направлений Программы «Уральская инженерная школа».
В
основу Концепции положены следующие принципы.
Принцип поддержки разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Принцип
личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических работников и детей.
Принцип
системности, при котором все компоненты образовательной деятельности центра находятся
в тесной взаимосвязи между собой.
Принцип
возрастосообразности, при котором обеспечивается доступность содержания
образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями, интересами,
возможностями и потребностями воспитанников.
Принцип
непрерывности, который обеспечивает организованный процесс образовательной
деятельности с воспитанниками на уровне дошкольного, общего и дополнительного образования,
а также непрерывность профессионального образования педагогов
Принцип
индивидуализации образования, при котором учитываются различия в
интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах личности воспитанников.
Принцип
уровневой дифференциации, ориентированный на создание необходимых условий
для наиболее полного проявления способностей каждого воспитанника и
обеспечивающий возможность и свободу выбора индивидуального пути развития
каждой личности, с учетом ее интересов, привычек, желаний, мотивов, ценностных
установок.
Принцип сотрудничества
субъектов образовательного пространства;
Принцип открытости образовательного пространства предполагает
презентацию результатов деятельности центра
и расширение его деятельности
путем привлечения разных социальных
групп.
Описание деятельности образовательного центра.
Образовательный центр «Инженерная академия для
дошкольников», созданный на базе МАДОУ «Росток», представляет собой единое образовательное
пространство, включающее в свою структуру предметно – средовые, кадровые,
учебно-методические, информационные ресурсы, обеспечивающие качественное
дошкольное образование детей и трансляцию передового педагогического опыта на
разных уровнях социального окружения.
Деятельность образовательного центра охватывает все
направления деятельности дошкольного образовательного учреждения, как системы:
1.
пространство развития воспитанников;
2.
пространство развития
педагогов;
3.
пространство развития
родителей.
Пространство развития воспитанников.
Задачи:
1) формирование
естественно – научного мышления дошкольников в познавательной и
исследовательской деятельности, формирование представлений о природном и
социальном мире, элементарных представлений из области живой природы,
естествознания и математики;
2)
поддержка познавательной активности и развитие интеллектуальных и
технических способностей дошкольников в конструктивной деятельности, развитие
практических навыков 3D моделирования,
активизация творческих способностей детей в конструктивной деятельности;
3) развитие
интереса и первоначальных практических
навыков в робототехнике, формирование предпосылок инженерного мышления, расширение
кругозора и активизация интереса к
инженерно – техническим профессиям.
Содержание развивающей среды
образовательного центра предполагает создание
модулей по направлениям образовательной деятельности с воспитанниками:
Наука:
- модуль – «Детская научная лаборатория» включает в своё содержание
объекты живой и неживой природы, предметы для исследовательской и опытнической
деятельности, а также оборудование для наблюдений за состоянием природы на
участке детского сада; комплекты для естественно-научного биологического
практикума позволяют наблюдать процессы жизненных циклов растений: набухания и
проращивания семян, роста корневой системы, стеблей и листьев, исследовать
влияние на них света, тепла, воздуха и воды. Оборудование «Детской научной
лаборатории» позволяет исследовать физические явления: температуру, свет,
электричество, силу, магнитное поле, звуки и пульс. Кроме этого, во время исследовательской
деятельности дети получают представления о себе, своём организме,
функционировании систем человека для его жизнедеятельности. Дети получают
первый опыт совместной коллективной проектной работы, учатся анализировать
результаты экспериментов.
- модуль – «Инфопарк» предоставляет возможности для ознакомления
детей с информацией, используя разные средства: библиотеку, электронные
ресурсы, доступ в Интернет, а также позволяет детям обрабатывать информацию и
презентовать её сообществу; работа с информацией предполагает развитие
коммуникативных умений работы в коллективе сверстников, взаимодействия с
социальным окружением, в том числе в использовании разных способов поиска
информации; самостоятельная деятельность предполагает умение детей использовать
возможность технологического оборудования – планшетов, документ – камеры, цифровой камеры, смартфона
и компьютера, всё это оборудование представлено в «Студии журналиста» модуля
«Инфопарк».
- модуль – «Умники и умницы» включает в себя лингвистический центр
и центр развивающих игр.
Комплект развивающих игр, направлен на развитие логического и пространственного
мышления, памяти, внимания и воображения, детей разновозрастного сообщества;
игры математической направленности позволяют формировать представления о
сенсорных эталонах, развивать навыки сравнения предметов по количеству,
формировать представления о составе числа и числовой последовательности, развивать вычислительные навыки и математическую речь.
Развивающие игры предполагают создание нескольких уровней дифференциации
заданий в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их образовательных
потребностей.
Комплекс заданий, упражнений и игр
лингвистического центра дает возможность значительно расширить словарный
запас детей, развить память, речевые навыки, способствует формированию
предпосылок грамотности, развитию навыков звукобуквенного анализа, развивает
словотворчество, подготавливает детей к чтению. Здесь же представлены игровые
наборы для формирования мелкой моторики рук.
Также в содержании центра определен сегмент
для погружения детей в билингвальную
среду. В пространстве центра
размещены методические материалы и игры
для организации деятельности с детьми на английском языке, атрибуты для
ознакомления детей с объектами
культуры англоязычных стран: флаги, альбомы с фотографиями
достопримечательностей, макеты известных архитектурных памятников, куклы в
национальных костюмах, книги для чтения, английский алфавит, коллекции
предметов культуры. Развивающий компонент предметной среды представлен
интерактивным комплексом с обучающими и игровыми программами, аудио и видео
материалами. Содержание среды активно
используется детьми и взрослыми для совместной игровой деятельности в условиях
билингвального общения.
Конструирование:
- модуль - Техно –
парк», предоставляет детям возможности использования различных видов
развивающих конструкторов для игровой деятельности и 3D – моделирования. Использование
разнообразных по фактуре, внешнему виду, форме деталей и способам соединения
конструкторов способствует развитию мелкой моторики, абстрактно – логического
мышления детей, создает предпосылки для развития технического творчества.
Использование в постройках крупных по размеру
конструкторов позволяет эффективно развивать пространственные представления детей. Кроме
этого, совместная игровая деятельность с конструкторами способствует решению
детьми совместных творческих задач и стимулирует социальное взаимодействие
детей как внутри группы, так и в разновозрастном сообществе.
Детали конструкторов безопасны и имеют
разные способы крепления, так что ребенок любого возраста, с любым уровнем
развития мелкой моторики сможет играть и получить необходимый опыт
конструирования.
Конструкторы являются полифункциональным
материалом в организации предметной среды и позволяют быстро изменить
пространство по потребности детей, а также, в соответствии с образовательными
задачами, использовать постройки для
организации двигательной активности дошкольников, социально-коммуникативного
и познавательного развития дошкольников.
В содержании модуля включено
оборудование для создания физических объектов из цифровых 3D - моделей с помощью 3D – принтера. Ребенок может использовать
дизайн собственных моделей, либо воспользоваться загрузкой из интернета, либо
воспользоваться приложениями любого
девайса.
Отличным средством для развития
технического творчества и практических навыков является 3D-ручка – это
уникальный инструмент, который может пригодиться как детям, так и тем, кто
осваивает 3Д-технологии. Девайс является отличным помощником в обучении детей.
Использование 3D-ручки может хорошо помочь в развитии ребенка. Ведь создавая
оригинальные украшения, красивые фигурки животных, кукольную мебель и кукол,
ребенок учится не только фантазировать, но и проектировать настоящие небольшие
3D - модели.
Технология:
- модуль «Робототехника»: использование в деятельности современных наборов программируемых
роботов-конструкторов позволяет детям развить инженерно-технические навыки
конструирования и построения взаимодействующих систем; помогает научиться
изобретательности, умению доводить начатое дело до конца и открывает путь к
новым технологиям. В содержание центра включены несколько платформ, открывающих разнообразные и удивительные возможности для
проведения продуктивных и при этом увлекательных занятий с детьми дошкольного
возраста и позволяющих создавать множество моделей роботов, исходя из реальных
потребностей и запросов детей.
- модуль «Мультстудия – Чебурашка – режиссёр!»: это интерактивная система, с её помощью дети могут
создавать мультипликацию на основе собственных историй. Студия разработана
таким образом, что маленькие выдумщики смогут оживить своих любимых персонажей,
рассказать об их приключениях, а после, посмотреть получившийся мультфильм.
Использование оборудования студии позволяет развивать не только творческие
способности детей, но и способствует
поддержанию интереса детей к техническим профессиям, активизации
коммуникативных навыков и умений работы в команде.
Профи – малыш.
- модуль
«Фабрика – kids» представляет
собой организацию игрового образовательного пространства для знакомства детей разнообразными
профессиями; содержание деятельности в данном модуле позволяет детям получить
представления о содержании технологического компонента профессий, попробовать
свои силы в доступных практических действиях, сформировать
эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- модуль «Я
живу на Урале» направлен на
формирование у детей познавательного интереса к особенностям развития промышленности региона, значимым
профессиям жителей Урала и родного города.
Пространство развития педагогов.
Задачи:
1) Обобщение и
распространение передового опыта по реализации основных направлений программы
«Уральская инженерная школа».
2) Содействие становлению профессиональной компетентности педагогов в
области инновационной деятельности и освоения современных педагогических
технологий.
3)
Обеспечение информационно-методического сопровождения деятельности педагогов в рамках современных требований к качеству
образования.
4) Координация
мероприятий и организация взаимодействия с организациями по
реализации образовательных программ естественно-научного цикла и
профориентационной работы» в рамках программы «Уральская инженерная школа».
На базе образовательного центра
«Инженерная академия для дошкольников», планируется проведение методических событий по
профориентационной работе для педагогов образовательных организаций,
расположенных на территории Новоуральского городского округа и Свердловской
области, организация стажировочных площадок для педагогов и руководителей
образовательных организаций, проведение презентационных мероприятий для
широкого круга заинтересованных лиц (педагогов, родителей, представителей
работодателей и т.п.), в том числе в активных формах (мастер-классы,
мини-практикумы, т.п.), включая участие в выставках «ИнноНовоуральск» (г.
Новоуральск) и «Иннопром» (г. Екатеринбург).
Пространство для
развития родителей:
Задачи:
1) Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
2)
Повышение субъектной позиции родителей, как активных участников
образовательного процесса, посредством
реализации совместных образовательных форматов деятельности, на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
3) Формирование у родителей ценностного
отношения к проявлению индивидуальности детей, их творческому потенциалу и
продуктам детской деятельности.
4) Актуализация содержания направлений образовательной
деятельности детского учреждения в рамках инновационной деятельности по
внедрению основных направлений Программы «Уральская инженерная школа».
Организация взаимодействия дошкольного
учреждения с семьями воспитанников в пространстве образовательного центра
предполагает деятельность в нескольких
направлениях: информационно – аналитическое, познавательное,
досуговое и наглядно – информационное.
Информационно-аналитические формы работы. Сбор, обработка и
анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей,
их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его
развития.
Наглядно-информационные формы работы. Знакомят с условиями, содержанием, методами и приемами развития
и воспитания детей (информационно – ознакомительные и информационно –
просветительские).
Познавательные формы работы. Ознакомление с особенностями
детей, спецификой взаимодействия с детьми в условиях семьи, формирование у
родителей практических навыков.
Досуговые формы работы. Устанавливают эмоционально теплые
отношения между родителями и детьми, между родителями и специалистами,
атмосферу доверия и сотрудничества.
Таким образом, деятельность образовательного
центра, как эффективной системы предполагает реализацию содержания работы
каждого пространства, и, в том числе,
интеграцию деятельности всех субъектов педагогического процесса, а также
активизацию сетевого взаимодействия МАДОУ
«Росток» с образовательными объектами и промышленными предприятиями города.
Образовательные форматы мероприятий деятельности центра «Инженерная академия
для дошкольников».
1. «Гайд – парк»: организация
взаимодействия сообщества детей и родителей с презентацией детьми результатов
самостоятельной опытнической и экспериментальной деятельности естественно –
научного направления.
2. «Фабрика – Kids»: цикл
познавательно – игровых занятий, направленных на ознакомление детей с
разнообразными профессиями, содержанием деятельности в них человека и
последовательности технологического процесса.
3. Открытый городской фестиваль
технического творчества: резентация детьми продуктов деятельности из различных
видов конструкторов, в том числе робототехнических.
4. Фестиваль «Маленькие звездочки»:
презентация исследовательских работ дошкольников по предметам естественно –
научного цикла.
5. Городской квест «З –Д Space»: игровая площадка
для сообщества воспитанников города по формированию интереса к З – Д моделированию.
6. «Город открытых книг»: взаимодействие
с Муниципальной библиотекой, виртуальные экскурсии по ознакомлению с городами и
промышленными объектами Урала.
7. «Лаборатория дошкольника»:
совместная экспериментально – исследовательская деятельность воспитанников
МАДОУ «Росток» с учащимися школ.
8. «История ремесел»: мастер –
классы с социальными партнерами (ДХШ, СЮТ, Городской музей) по ознакомлению с
творческими профессиями народов Урала и России
9. «Город будущего»: творческая
мастерская семей воспитанников по изготовлению макетов объектов города из
бросового материала
10. «Робо – баттл»: игровая
площадка по созданию моделей роботов.
11. Промышленный туризм:
познавательные экскурсии на предприятия города.