МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА – детский сад «Росток» (МАДОУ детский сад «Росток») 624130, Свердловская область, г.Новоуральск, ул. Победы, д.28Б тел.(fax) 3-39-45, 3-08-50, 3-37-77 e-mail: madou.rostok@mail.ru ИНН/КПП 6682003348/668201001 ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол от «30» 08. 2023 г. № 1 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАДОУ детский сад «Росток» __________________ Н.Ю. Скворцова Приказ от «31» 08. 2023 г. № 179 СОГЛАСОВАНО: Советом родителей Протокол от «30» 08. 2023 г. № 1 Программа преемственности дошкольного и начального общего образования МАДОУ детский сад «Росток» «Готовимся к школе вместе» г. Новоуральск Паспорт программы Назначение программы Основания для разработки программы Исполнители программы Объект программы Цель программы Задачи программы Программа является содержательно организационной основой управления деятельностью педагогического коллектива МАДОУ детский сад «Росток» по реализации преемственности в системе «Дошкольное образование – начальное общее образование» - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Конвенция о правах ребенка; - Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 08.12.2023); - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России № 373 от 6 октября 2009 года; - Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028; - Устав МАДОУ детский сад «Росток» Педагогический коллектив МАДОУ детский сад «Росток» Дети дошкольного и младшего школьного возраста, родители (законные представители), педагоги. Создание комплекса условий, обеспечивающих взаимодействие МАДОУ детский сад «Росток» с общеобразовательными организациями города Новоуральска на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) с учётом требований ФГОС ДО и ФГОС НОО - создать условия для реализации плавного, бесстрессового перехода выпускников детского сада в школу; - создать систему продуктивного взаимодействия педагогов детских садов и начальной школы, родителей (законных представителей) воспитанников. Ожидаемые результаты реализации программы: 1) обеспечение оптимального перехода ребенка – субъекта образования - из дошкольного уровня образования к начальному уровню (от ФГОС ДО к ФГОС НОО): - доступность качественных услуг общего образования для детей старшего дошкольного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу. - благоприятные условия для успешного перехода на следующий образовательный уровень — начальное образование в части преемственности общеобразовательных программ (выполнение ФГОС ДО в части целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования к выпускнику детского сада, его готовность к первоначальному включению в жизнь общества, единство требований, предъявляемых к первокласснику ФГОС ). - уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе; - возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах деятельности. - стабильный интерес детей к процессу обучения. - формирование позиции успешного первоклассника. 2) осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями и учителями начальной школы, обеспечивающих: - внедрение эффективной системы управления качеством образования; - создание условий для успешной профессиональной самореализации, проявления и развития творческого потенциала, в том числе в рамках предшкольного образования детей; - создание возможностей для постоянного повышения уровня психолого-педагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами; - использование механизмов новой системы оплаты труда: возможность финансового стимулирования педагогов при оценке качества их деятельности, рост средней заработной платы педагогических работников. 3) максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей (законных представителей) в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию: - повышение у родителей (законных представителей) интереса к деятельности структурного подразделения (дошкольное образование), их активного и сознательного вовлечения в жизнь структурного подразделения, начальной школы; - укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода ребенка на новую ступень развития – школьную. - обеспечение свободного доступа к информации, возможности повышения компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды учреждения; Финансирование программы осуществляется за счет внебюджетных Объемы и источники средств. финансирования - Проведение мониторинга по определению готовности детей к Система организации обучению в школе; контроля над исполнением Программы - Анализ исполнения Программы при составлении публичного доклада и самоанализа деятельности МАДОУ; - Анализ процесса адаптации детей к школе. Программа реализуется за счет взаимодействия всех Механизм реализации заинтересованных лиц, на основе планирования и создания программы дополнительных проектов. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием важна во все времена. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Даниил Борисович Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. На современном этапе развития дошкольного и начального образования в условиях реализации новых образовательных стандартов осуществление непрерывности и преемственности уровней образования не потеряло своей актуальности. Преемственность ДОУ и школы является первостепенной задачей образовательной политики, обеспечивающей качество образования и его индивидуализацию. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального общего образования. Профессор, доктор педагогических наук Наталья Фёдоровна Виноградова считает, что преемственность между ДОУ и начальной школой «есть, во-первых, определение общих и специфических целей, построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации)». Такое понимание преемственности обеспечивает: на дошкольной ступени – сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования дошкольного периода; на начальной ступени – опору на личный уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных личностной, интеллектуальной, физической сфер развития ребенка. Программа строится на следующих принципах: принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования; принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время —сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет; принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Возможный путь реализации этого принципа — сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содержания образования; принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка — гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования. Преемственность во взаимодействии педагогов дошкольного и начального общего образования предполагает, прежде всего, целостность образовательного процесса. Ее цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Основные проблемы, возникающие при переходе из дошкольного уровня в начальный, и пути их решения: Проблемы 1) Смена стиля общения педагога с детьми 2) Отсутствие общности целей у воспитателей дошкольного образования и учителей начального общего образования. 3) Отсутствие единой системы оценивания детской деятельности для педагогов дошкольного образования характерна оценка усилий и стараний ребенка, а в начальной школе - оценка качества результата деятельности Пути решения 1) Постепенное знакомство со школой и учителем: - проведение ряда пробных уроков учителем начальной школы с детьми дошкольниками; - посещение учителем в течение года различных режимных моментов образовательного процесса; - наблюдение учителя за детьми, общение с ними в свободной самостоятельной деятельности, во время организованных занятий, досуговой деятельности; - проведение учителем индивидуальных бесед с детьми; - психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей 1) Проведение семинаров, «Круглых столов» для воспитателей и учителей. 2) Знакомство воспитателя с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, с целью определения перспективы развития детей и обеспечения того уровня, который требует школа Организация и проведение: 1) совместных праздников, спортивных соревнований, а также выставок продуктивной деятельности учеников начальной школы и дошкольников – будущих первоклассников. 2) экскурсии в школу: посещение предметных кабинетов, библиотеки, мастерской, проведение встреч и бесед с бывшими воспитанниками структурных подразделений. 4) Отсутствие у ребенка при поступлении в школу опоры на предшествующий (знаниевый, социальный и проч.) в силу формального отношения к индивидуальным характеристикам выпускника ДОО, как со стороны педагогов ДОО, так и со стороны учителей начальных классов 5) Резкая перемена основного вида деятельности: игровой – на учебную 6) Отсутствие реального взаимодействия педагогов ДОО и учителей начальной школы в адаптационный период первоклассников 1) подготовка воспитателями индивидуальных карт развития дошкольников; 2) на основе изучения данных карт подготовка учителем общей сводной таблицы, отражающей умения, возможности и особенности каждого ученика с целью дальнейшего осуществления индивидуального подхода к каждому из них; 3) совместное со школой проведение диагностики по определению готовности детей к школе 4) проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе; 5) совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе 1) «Учимся, играя» - девиз учителя первоклассников. 2) Организация в школе среды, разделенной на зоны, для отдыха и игр детей 1) проведение в начале учебного года совместного педсовета (учителя начальных классов и воспитателей детского сада); 2) перед педсоветом проведение открытых уроков в первых классах; 3) Утверждение плана работы на год между ДО и НОО Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования: - личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; - предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.; - ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); - создание образовательной среды, способствующей эмоционально- ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; - формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности; - сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. 1. У ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества; ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движения и управлять ими; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены. 2. Ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. 3. Ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии. 4. У ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью. 5. Ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты. 6. Ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации. 7. Ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; стремится сохранять позитивную самооценку; способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие). 8. Ребёнок проявляет любознательность, активно задаёт вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. 9. Ребенок способен предложить собственный замысел и выполнить его в различных деятельностях; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию. 10. Ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, и истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему. 11. Ребенок владеет речью как средством коммуникации, познания и творческого самовыражения; знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров; демонстрирует готовность к обучению грамоте. Ребенок 12. способен воспринимать произведения различных видов искусства, проявлять эстетическое и эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру. 13. Ребенок владеет художественными умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства. 14. Ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу. 15 Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению. Формы осуществления преемственности. 1. Работа с детьми (дошкольниками): - экскурсии в школу; - посещение школьных музеев, библиотек; - участие в совместной образовательной деятельности (театрализованная деятельность, проектная деятельность и пр.); - выставки творческих работ; - встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; - совместные праздники и спортивные досуги; - «Школа будущих первоклассников». 2. Взаимодействие педагогов: - совместные методические советы (детский сад и начальная школа); - дессиминация опыта работы педагогов детских садов и начальной школы по проблемам преемственности через различные формы (семинары, мастер - классы, круглые столы, тренинги); - проведение диагностики по определению готовности детей к школе; - педагогические и психологические наблюдения; - взаимодействие педагогов-психологов и учителей-логопедов педагогов детских садов и начальной школы; - открытые показы образовательной деятельности в детских садах и открытых уроков в начальной школе; - аналитическая деятельность по результатам проведенной работы. 3. Сотрудничество с родителями: - совместные родительские собрания с педагогами педагогов детских садов и начальной школы; - круглые столы, дискуссионные встречи; - родительские конференции, вечера вопросов и ответов; - консультации, тренинги, деловые игры; - дни открытых дверей в начальной школе, встречи с будущими учителями; - визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); - портфолио дошкольника; - анкетирование родителей с целью определения готовности семьи к изменениям в жизни ребенка в период его адаптации к школьным занятиям; - семейные вечера, тематические досуги, творческие мастерские.