01.01.2017

Воспитатель Растрепенина Екатерина в педагогических практиках старается выбрать оптимальные методы, приёмы и технологии, способствующих развитию личности дошкольника.

Наряду с технологиями проектной и исследовательской деятельности впроцессе реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» она используем модель трёх вопросов, предложенную авторами программы «Сообщество».Модель трёх вопросов позволяет детям реализовать возможность выбора темы испособов деятельности в Центрах активности.

Субъектная позиция в деятельности рассматривается как развитие способности ребёнка к самостоятельному целеполаганию и мотивации, умение оперировать освоенными способами осуществления простейших действий в изменяющихся условиях и самостоятельно оценивать результат деятельности.

Становление позиции субъекта сопровождается развитием личностных качеств: самостоятельности, ответственности, организованности, инициативы, творческой направленности, активности. Развитие детской активности и самостоятельности является в настоящее время актуальной проблемой, которая обусловлена деятельностным подходом к организации образовательного процесса.В связи с этим перед нами стала задача поиска оптимальных методов, приёмов и технологий, способствующих развитию этих качеств личности.

Наряду с технологиями проектной и исследовательской деятельности в процессе реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» мы широко используем модель трёх вопросов, предложенную авторами программы «Сообщество».Модель трёх вопросов позволяет детям реализовать возможность выбора темы испособов деятельности в Центрах активности.

С целью развития у детей познавательного интереса к родному краю, культурному наследию своего народа мы определили алгоритм освоения и реализации программы «Мы живем на Урале».

На первом этапе мы с детьми рассматривали карту России, определяли местоположение Урала, нашли Уральские горы и выяснили, что они делят нашу страну на 2 части. Затем познакомились с особенностями климатических условий, растительного и животного мира и национально-культурными традициями.

Одновременно решали задачу обогащения развивающей предметной среды разнообразными дидактическими средствами. Совместно с детьми изготовили панно «Наш край Урал», на котором символами изобразили географическое положение Урала, климат, животный и растительный мир, водоёмы, города, народы Урала.

Занятия в рамках программы «Мы живем на Урале» проводим 1 раз в неделю. Совместную деятельность на занятии организуем по следующей структуре:

В водной части мы рассматриваем панно«Наш край Урал», уточняем и систематизируем имеющиеся у детей знанияпо предполагаемой теме.

Далее идет самопрезентация детских работ, подготовленных дома или в группе. Чтобы привлечь больше воспитанников мы готовим проекты совместно с детьми в группе. Для развития навыков исследовательского поведения дети задают вопросы выступающим. Затем воспитатель подводит итоги и дополняет рассказы детей коротким сообщением.

Для повышения интереса детей к познавательной деятельности мы включаем в занятие изобразительную, игровую деятельность, используем мультимедийные средства. При выполнении определенных заданий, например по изо-деятельности – составить узор для татарской избы, мы предоставляем детям возможность самостоятельно выбрать партнеров и объединиться в подгруппы.

В конце НОД мы организовываем процесс рефлексии; заполняемпанно «Наш край Урал»; обсуждаем, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; намечаем последующие шаги (перспективы развития темы). И еще одна, не менее важная, но скрытая от детей задача - заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят.

Методика работы с «моделью трех вопросов»

Круг тем предопределён нашим панно. Если ребёнок затрудняется в выборе темы для своего сообщения или исследования, то мы помогаем ему определиться, используя такие приемы, как:

· мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока еще не оформленных детских идей («Артем, я слышала твой рассказ о вашем с родителями субботнем путешествии на озеро! Может быть, ты расскажешь всем детям об этом?»);

· мотивация на основе формирования зрительного образа (использование наглядной информации);

· использование «модели трех вопросов» Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?

· использование уточняющих вопросов:

§ что мы с вами уже успели сделать (узнать, чему научиться)?

§ что ты хо­чешь сделать?

§ что ты хочешь узнать? Чему ты хочешь научиться?

§ что тебе нужно для выполнения твоего плана (для создания ...)?

§ какие мате­риалы тебе понадобятся?

§ где это можно найти?

Все идеи (высказывания) детей записываем печатными буквами на специально подготовленном бланке. Возле каждой записанной идеи ставим имя ее автора.

Ведение записей имеет большой смысл и ценность:

1. Это самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно предложенные, выбранные детьми дела и действия — взрослым не нужно будет придумывать мотивацию для того, чтобы организовать их деятельность.

2. Дети знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает предстоящей работе по теме определенность и продуманность.

3. Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать.

В ходе занятия побуждаем детей задавать друг другу вопросы и отвечать на них, устанавливая причинно-следственные связи. Предоставляем детям возможность самостоятельно выбирать не только тему, содержание, но и способы познания:

· рассказы взрослых, чтение илибеседы по теме,

· познавательная литература, телевизор, компьютер и пр. как новые источники знаний.Хочу такой сайт

В ходе и в результате совместного обсуждения тем мы вырабатываем совместный план действий вне НОД.

Совместное планирование работы позволяет придерживаться основных принципов организации деятельности — открытости, диалогичности, рефлексивности».

Принцип открытости реализуется за счет безусловного признания выдвинутых детьми идей; за счет возможности постоянно пополнять идеи общего плана, привлекая в качестве дополнительного ресурса членов семьи и социальное окружение.

Принцип диалогичности проявляется в обсуждении пла­на, в предложении видов деятельности и способов действий всеми участниками.

Принцип рефлексивности раскрывается в том, что и у детей, и у взрослых есть общая тема для обсуждения, создано единое смысловое поле.

В нашей группе мы даем возможность каждому ребенку реализовывать свои идеи. Дети могут варьировать время работы над своей темой, т.е. столько времени, сколько требуется для достижения значимого результата.

Заполненную «модель трех вопросов» вывешиваем в приемной, для того чтобы поддержать интерес родителей. При этом многие из них активно включаются в образовательную работу группы. У детей появятся новые стимулы, новая информация по теме. Тем самым внутри модели трех вопросов возникает технология детское проектирование (совместно с родителями). Дети дома готовят сообщения по выбранной теме с иллюстрациями. Затем выступают перед ребятами в группе со своим сообщением. При планировании тематики мы не упрощаем формулировку вопросов, вопросы звучат по-деловому: «Кто напомнит тему нашего проекта? Какие интересные дела мы с вами решили выполнить?

Модель трёх вопросов по теме: «Мой дом»

Что мы знаем?

· Название города

· В какой области находится

· Достопримечательности моего города

· Профессия, место работы родителей.

Что мы хотим Узнать?

· Символика родного города

· Традиции родного города

· История возникновения города

Что надо сделать, чтобы узнать?

· Сходить в библиотеку

· Спросить у родителей

· Посмотреть в интернете

· Узнать из журналов и газет.

Реализуя программу «Мы живем на Урале» на сегодняшний день можно отметить следующие результаты:

- у детей сформировалась активная позиция;

- дети приобрели навыки самоопределения в деятельности;

- готовы к самостоятельным действиям и ответственности за свой выбор;

- развиты интересы и потребности, склонности к определенному виду деятельности;

- возможность развития в том направлении и в том темпе, которые свойственны ребенку.

Благодаря использованию модели трёх вопросовв совместной деятельности педагога и детей:

- существует возможность создавать ситуацию выбора для ребёнка с учётом интересов, способностей и потребностей

- дети становятся раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Развитие субъектности ребенка в познавательной деятельности.ppt (скачать)

Просмотров всего: , сегодня:

Контакты

624130, Россия, Свердловская область, г Новоуральск, ул Победы, д 28Б

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.