Методические материалы победителя конкурса "Мой лучший урок" Назаровой М.Г.

01.01.2017

Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вам познакомиться с методическими материалами победителя конкурса "Мой лучший урок" музыкального руководителя детского сада № 8 "Дюймовочка" МАДОУ детский сад "Росток" Назаровой Марины Геодоровны.

Методическая разработка совместной образовательной

музыкальной деятельности.

Тема деятельности: «Звучащий мир. Разноголосица предметов и живых существ».

Цель деятельности:создать условия для активизации тонкого музыкального слуха детей, посредством восприятия и отображения звуков окружающей действительности.

Задачи для педагога:

Образовательные задачи:

  1. формировать представление оприроде звуков, отличие шумовых звуков от музыкальных;
  2. активизироватьвосприятие и анализ разных звуков окружающей действительности (природа, музыка, шум города, голоса животных);

Развивающие задачи:

1. развивать личностный потенциал и природную музыкальность каждого ребенка;

2. активизировать способности к творческому самовыражению;

3. развивать познавательную активность в экспериментальной деятельности.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать у детей гуманные чувства к сверстнику, умения понимать другого,
  2. переносить переживания другого на себя;
  3. воспитывать навыки позитивного взаимодействия со сверстниками во время деятельности в малых группах;
  4. воспитание культуры слушания музыки.

Задачи для детей:

1. активизировать слуховое внимание;

2. рассказать о приметах осени;

3. обозначить цель деятельности и найти пути решения проблемы;

4. проявить инициативу в поиске средств для реализации цели;

5. услышать звук и рассказать о нем;

6. отобразить звук с помощью различных средств;

7. совместно со сверстником поиграть со звуком;

8. создать звуки природы из имеющихся материалов: природные, бытовые материалы и музыкальные инструменты;

9. презентовать результаты своих исследований сверстникам;

10. принять участие в общем оркестре звуков.

Предполагаемый результат:

  1. дети умеют самостоятельно омузыкаливать бытовой шум (звон, стук, шуршание шорох);
  2. дети имеют возможность самостоятельно организовывать звуки, превращая их тем самым в музыку;
  3. дети способны свободно воспроизводить различные звуки, пользуясь предметами окружающей среды; играть на разных инструментах: «просто подходить и играть без проблем, все что слышат» - «Слышу звук – играю звук»;
  4. дети умеют соотносить музыкальное видение явлений природы с определенным звуком;
  5. дети способны действовать в подгруппе сверстников;
  6. дети проявляют творческие способности в выборе звуков для музыкального произведения;

Предварительная работа:

  1. знакомство детей с понятием «Тишина» и «Шум», беседа: «О чем может рассказать тишина?»
  2. практическая деятельность с музыкальными инструментами: деревянные и металлические;
  3. прослушивание музыкального произведения Л.Делиба «Пиццикато»;
  4. творческие задания на создание ритма произведения, придумывание сказки, танца;
  5. Познавательная деятельность по созданию шумовых инструментов.

Оборудование:проектор, музыкальный центр, детские столы, стулья, музыкальные инструменты: шумовые и музыкальные, бросовый и природный материал, многофункциональные материалы, электронная презентация произведений художников по теме «Осень».

Сценарий совместной деятельности с детьми.

1. Организационный момент.

Дети входят в музыкальный зал, свободно располагаясь около музыкального руководителя, который приветствует их с помощью «Волшебного колокольчика».

«Доброе утро, ребята! Я поздоровалась с Вами с помощью голоса, а теперь хочу поздороваться звуком «Волшебного колокольчика».

Музыкальный руководитель звенит колокольчиком негромко и с промежутками времени, давая возможность детям вслушаться в его звуки.

«Колокольчик звенит и зовет Вас с собой поиграть».

Музыкальный руководитель проводит игру «Где звенит колокольчик?».

Игра предназначена для настройки звуковых рецепторов и активизации слухового внимания. Музыкальный руководитель завязывает детям глаза платочком и звенит колокольчиком. Дети слушают и идут на звук колокольчика.

После игры музыкальный руководитель усаживает детей на стульчики перед экраном.

«Колокольчик зовет нас с Вами к «Волшебному экрану. Видите – случилось чудо: колокольчик зазвенел, и на экране появилось изображение. Присаживайтесь поудобнее, мы с Вами его рассмотрим».

Музыкальный руководитель, вместе с детьми, рассматривает слайд, задаёт вопросы по содержанию картины.

«Какое время года изобразил художник на этой картине? По каким приметам вы догадались?

Музыкальный руководитель зачитываетстихотворениеМ. Сидоровой.

Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.

Такая красивая это пора:
Пришла к нам опять Чудо-Осень.

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на слайд, в котором изображена «Девушка – Осень»

«А вот и сама Осень пришла к нам в гости. Здравствуй, Осень. Расскажи нам о своих чудесах, об осеннем ветре, разноцветных листьях и веселом дождике».

2. Мотивация, побуждение к деятельности.

Музыкальный руководитель создаёт проблемную ситуацию, побуждает детей к размышлению и действию.

«Почему же Осень молчит?Почему не слышно её звуков? Все звуки Осени куда – то пропали. Ребята, а мы с Вами можем помочь Осени найти её звуки?

3. Постановка цели.

Музыкальный руководитель совместно с детьми определяют цель деятельности.

«Мы поможем Осени и найдём все её звуки».

4. Уточнение цели, планирование дальнейшей деятельности.

«Предлагаю Вам отправиться в путешествие в мир звуков».

Музыкальный руководитель задаёт вопрос поискового характера:

«Где мы с Вами сможем найти звуки Осени?»

Музыкальный руководитель поощряет детей, поддерживает инициативу в поиске средств для реализации цели.

Ответы детей:

Настя: «В лесу, где нет волков. Я шла по лесу, а звуки Осени кружились вокруг меня, еще шуршали у меня под ногами».

Ксюша: «На улице звуки Осени».

Соня: «Звуки Осени в ветре, когда он сдувает листики».

Тима: «Они есть дома в шуршалке».

Маша: «Когда я бегаю по кругу, то за мной бегают звуки Осени. Еще они на фортепиано, когда я играю песенку «Дождик». Элементы гармонии в Осени».

Музыкальный руководитель обобщает ответы детей и предлагает поискать звуки Осени в окружающем мире.

5. Процесс реализации деятельности.

Дети начинают движение по залу, рассматривая различные звуковые объекты, подготовленные музыкальным руководителем.Музыкальный руководитель предлагает детям задание на осознание имеющегося опыта в различении звуков окружающей действительности (шумовых и музыкальных).

«Оглянитесь вокруг. Прислушайтесь. Вокруг нас много звуков. Какие бывают звуки? На какие группы мы может разделить звуки? (шумовые и музыкальные). Какие звуки Осени мы можем услышать?

Педагог выслушивает детей, безоценочно поддерживает инициативу в самостоятельных ответах детей.

«Спасибо за твою идею», «Мне понятна твоя мысль»,«Я поняла, о чем ты говоришь», «Спасибо за твоё предложение», «Это всё, что ты хотел сказать?» «У тебя ещё есть предложения?», «Благодарю за идею», «Спасибо».

Педагог приглашает детей к столику с бытовыми предметами для шумовых звуков. Детям предлагается задание на творческое преобразование имеющегося опыта в определении звуков действительности.

«Рассмотрите предметы. Попробуйте изобразить с их помощью звуки Осени».Хочу такой сайт

Дети действуют с предметами, представляют свой опыт музыкальному руководителю и сверстникам. Педагог индивидуально общается с каждым ребенком, поддерживая его идеи, направляя и активизируя его творческие способности.

«С помощью чего можно изобразить звуки дождя? Что необходимо тебе для создания звука шуршания листьев? Какой звук Осени ты воспроизвёл? Можно ли изобразить этот звук с помощью другого предмета? Попробуй использовать свой голос».

Далее музыкальный руководитель предлагает детям подойти к столику с музыкальными инструментами и найти звуки Осени в их звучании.

«Попробуйте найти свои звуки Осени в звучании музыкальных инструментах».

Дети играют на различных музыкальных инструментах, подбирают звуки. Педагог стимулирует активность детей, задаёт вопросы по характеру звука, его названию, поддерживает инициативу детей при работе в парах.

Расскажите, какой звук у Вас получился? На что похож твой звук? Попробуйте создать звук со своим другом. Что у Вас получилось?

Музыкальный руководитель задаёт вопрос поискового характера, стимулирует воображение детей, творческие способности в создании звуков с помощью новых, самодельных инструментов.

«Ребята, все ли звуки Осени мы нашли? Придумайте те звуки, которые мы ещё не слышали».

Дети предлагают создать звуки ежика, который бегает по лесной дорожке, звуки орешков, которые собирает белочка, капель дождя стучащих по асфальту, кряканья уток, готовящихся полететь на юг, звук падения первого снега.

Музыкальный руководитель предлагает подойти к столу, на котором лежит бросовый материал и создать новые инструменты для потерявшихся звуков Осени.

Дети с большим энтузиазмом создают свои шумовые инструменты, действуют с предметами. Педагог индивидуально общается с каждым ребенком, поддерживая его идеи, помогая по мере надобности детям.

Дети презентуют сверстникам свой инструмент и озвучивают потерявшийся звук.

6. Оценка результата деятельности (рефлексивный компонент деятельности).

Педагог приглашает детей подойти к экрану проектора. Обращает внимание на слайд, на котором «Осень» улыбается.

«Смотрите, Осень улыбается. Она нашла свои звуки.Мы помогли Осени»

Музыкальный руководитель предлагает детям принять участие в озвучивании осенней музыки с помощью разных инструментов.

«Давайте подарим Осени нашу музыку из осенних звуков. Выберите любой инструмент. Мы будем играть на созданных инструментах, и смотреть картины Осени».

Дети самостоятельно выбирают необходимый инструмент, смотрят слайды (картины известных художников) и озвучивают презентацию.

7.открытый временной конец.

Музыкальный руководитель берёт «Волшебный колокольчик» и звенит им, сообщая детям об окончании сегодняшнего путешествия. Дети свободно перемещаются по залу, по желанию действуя с инструментами.

Педагог индивидуально общается с детьми, обсуждая применение созданным инструментам. Дети предлагают разные варианты применения инструментов:

Ответы детей:

Ксюша: «Я хотела бы показать свою работу маме и папе».

Настя: «Давайте покажем найденные звуки Осени ребятам в группе».

Маша: «Я хочу подарить свой шумовой инструмент маме».

Педагог поддерживает инициативу детей и предлагает озвучить этими инструментами настоящее музыкальное произведение. Педагог благодарит детей за путешествие и прощается с детьми.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Музыкальное воспитание в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет», автор М.Б. Зацепина.

2. «Путешествие в мир музыки» по слушанию классической музыки с детьми дошкольного возраста от 3-до 7 лет», автор С.В. Елизарова.

3. «Музыкальные шедевры» - «Природа и музыка», автор О.П. Радынова.

4. «Тутти» - программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста, авторы А.И. Буренина, Т.Э. Тютюнникова.

5. Методика «Учусь творить». Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», автор Т.Э. Тютюнникова.

6. «Учусь творить». Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - речевые игры, пение с орфовскими инструментами, автор Т.Э. Тютюнникова.

7. «Учусь творить». Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - игры с инструментами, автор Т.Э. Тютюнникова.

8. «Учусь творить». Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - песенки-бусинки, автор Т.Э. Тютюнникова.

9. «Веселая шарманка» - шумовой оркестр для детей, автор Т.Э. Тютюнникова.

10. «Настольная книга музыкального руководителя» ФГОС ДО 2015г., автор И.П. Равчеева.

11. Методические материалы «технологии социокультурной адаптации детей средствами полихудожественной деятельности», автор Н.Г. Куприна.

12. Программа и методические рекомендации по обучению дошкольников игре по слуху: «Детский оркестр, ансамбли», автор М.А. Трубников.

13. «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры»», автор: Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева.

14. Пособие «Этот удивительный ритм», автор И. Каплунова, И. Новоскольцева.

15. Пособие «Топ-топ, каблучок» - танцы в детском саду. №1,2, автор И. Каплунова, И. Новоскольцева, И Алексеева.

16. Методическое пособие «Потанцуй со мной, дружок», автор И. Каплунова, И. Новоскольцева.

17. Методическое пособие «Хи-хи-хи да ха-ха-ха!» №1,2, автор И. Каплунова, И. Новоскольцева.

Познакомиться с презентацией Назаровой М.Г. "Звучащий мир"

Просмотров всего: , сегодня:

Контакты

624130, Россия, Свердловская область, г Новоуральск, ул Победы, д 28Б

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.